В соответствии с планом работы на судебном участке № 5 Ленинского района г. Орска Оренбургской области проведено обобщение по теме: «Обобщение судебной практики назначения наказания в виде ограничения свободы по уголовным делам».

Ограничение свободы в существующем виде было введено в Уголовный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 377-ФЗ, который в этой части вступил в силу с 10 января 2010 г. Этим же законом санкции многих статей Особенной части УК РФ дополнены данным видом наказания. До этого времени ограничение свободы как вид уголовного наказания имел другое содержание. Согласно ч.1 ст.53 УК в прежней редакции, ограничение свободы заключалось в содержании осужденного, достигшего к моменту постановления судом приговора 18-летнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления надзора.

По действующему УК РФ ограничение свободы - это вид уголовного наказания, не связанный с изоляцией осужденного от общества, заключающийся в установлении судом ряда ограничений, затрагивающих в первую очередь свободу передвижения. Такой правовой институт как ограничение свободы основан на принципах гуманизма, индивидуализации ответственности, справедливости. Ограничение свободы преследует помимо основных целей наказания (ст. 43 УК РФ) три специальные цели: 1) сократить назначение лишения свободы небольшой продолжительности; 2) способствовать реабилитации лиц, отбывших лишение свободы, и 3) снизить риск совершения ими новых преступлений после освобождения из мест лишения свободы.

Ограничение свободы заключается в установлении судом осужденному следующих ограничений: не уходить из места постоянного проживания (пребывания) в определенное время суток, не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования, не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях, не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При этом суд возлагает на осужденного обязанность являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, от одного до четырех раз в месяц для регистрации. Установление судом осужденному ограничений на изменение места жительства или пребывания без согласия указанного специализированного государственного органа, а также на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования является обязательным.

Ограничение свободы назначается на срок от двух месяцев до четырех лет в качестве основного вида наказания за преступления небольшой тяжести и преступления средней тяжести, а также на срок от шести месяцев до двух лет в качестве дополнительного вида наказания к принудительным работам или лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса.

В период отбывания ограничения свободы суд по представлению специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, может отменить частично либо дополнить ранее установленные осужденному ограничения.

Надзор за осужденным, отбывающим ограничение свободы, осуществляется в порядке, предусмотренном уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, а также издаваемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.

В случае злостного уклонения осужденного от отбывания ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, суд по представлению специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, может заменить неотбытую часть наказания принудительными работами или лишением свободы из расчета один день принудительных работ за два дня ограничения свободы или один день лишения свободы за два дня ограничения свободы.

Ограничение свободы не назначается военнослужащим, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории Российской Федерации.

По своему содержанию ограничение свободы имеет целью исправление осужденных, совершивших преступления, в условиях, которые существенно не нарушают их гражданское правовое состояние, сохраняют привычную структуру связей с микросредой, обеспечивают преемственность занятий в общеобразовательной школе, обучения, продолжения трудовой деятельности, повышения трудовой квалификации, исправляют и закрепляют складывающиеся навыки социального общежития на основе общечеловеческой морали и нравственности.

За 2 полугодие 2022 года мировым судьёй судебного участка №5 Ленинского района г.Орска Оренбургской области рассмотрено 11 уголовных дела, в том числе с вынесением приговоров – 8.

За 2 полугодие 2022 года основное наказание в виде ограничения свободы было назначено по 1 уголовному делу в отношении 1 лиц, из них в отношении женщины по ч.1 ст.158 УК РФ. Осужденной установлены следующие ограничения:

- Не изменять место жительства без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осуждёнными наказания в виде ограничения свободы.

- Не выезжать за пределы муниципального образования городского округа «город Орск Оренбургской области» без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осуждёнными наказания в виде ограничения свободы.

- Не уходить из места постоянного проживания с 23.00 до 06.00 часов, за исключением случаев, связанных с необходимостью получения медицинской помощи.

Возложить на осуждённую обязанность являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осуждёнными наказания в виде ограничения свободы, один раз в месяц — для регистрации.

Вывод: при решении вопроса о возможности применения ограничения свободы с учетом положений части 6 статьи 53 УК РФ суду следует иметь в виду, что одно лишь отсутствие регистрации по месту жительства или пребывания лица не может являться основанием для вывода об отсутствии у него места постоянного проживания на территории Российской Федерации. Отсутствие регистрации по месту жительства или пребывания лица может являться основанием для вывода об отсутствии у него места постоянного проживания на территории Российской Федерации в совокупности с данными о его личности, которые, например, указывают на склонность лица к постоянной смене места жительства или неспособность обеспечить себе постоянное место проживания.

Помощник мирового судьи А.Н.Решетникова

29.12.2022 года