Сегодня экономколлегия Верховного суда рассмотрела сразу два дела, в которых компании пытались доказать, что их траты на внешних консультантов нужно считать убытками. В обоих случаях оппонентами бизнеса выступали госорганы. Первый случай касался взыскания транспортных расходов, так как юристу приходилось летать из столицы на заседания в регион семь раз туда и обратно. А во второй истории речь шла о компенсации за составление жалобы на досудебном этапе. Эксперты объяснили, в чем сложности доказывания по таким процессам, и рассказали о последствиях решений ВС для правоприменительной практики.

Расходы на перелеты юриста

В первом деле все началось с того, что УФАС по Ростовской области обвинило Южный федеральный университет в нарушении конкурентного законодательства, которое вуз якобы совершил при проведении аукциона на поставку оборудования для своего ботанического сада. К такому выводу ведомство пришло, когда изучило материалы оперативно-разыскной деятельности, которые прислали из ФСБ. Институт не согласился с этими претензиями, нанял московского юриста, который в судебном порядке добился признания незаконным решения антимонопольного органа. 

Столичный представитель семь раз летал в Ростов-на-Дону для участия в процессе и потратил на поездки 140 000 руб. ЮФУ решил компенсировать эти убытки за счет антимонопольщиков. Первая инстанция удовлетворила иск  и посчитала требования обоснованными в полном объеме. 

Апелляция пришла к другому выводу и указала, что если действия управления по возбуждению и рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства суд не признал незаконными, то нет оснований для взыскания убытков. Окружной суд отменил акт апелляционной инстанции и оставил без изменений выводы

УФАС не согласилось с подобным решением и обжаловало его в Верховном суде. На сегодняшнем заседании в ВС представитель заявителя указывала на то, что в спорной ситуации суды не посчитали незаконным возбуждение антимонопольного дела, а лишь указали на отсутствие нарушения конкурентного законодательства в действиях вуза. Ответчица подчеркивала, что признаки антимонопольного нарушения имели место в истории с организацией аукциона: «Обнаружилась аффилированность ректора ЮФУ с участником аукциона, а стороны переписывались о составлении техзадания перед торгами». Сам факт возбуждения антимонопольного дела не может причинить убытки, настаивала Иваненко: «А приказ о назначении самой проверки истец не оспаривал».

Представитель ЮФУ указывала, что по закону у антимонопольного органа нет полномочий возбуждать подобные процессы лишь на основании данных ОРД, полученных от Федеральной службы безопасности: «Мы все эти материалы даже не видели, только в суде нам часть показали. То есть мы не понимали, какой повод оказался для возбуждения дела. Никаких других документов у ответчика не было».

– Как считаете, признание решения ведомства недействительным автоматически дает основания для взыскания убытков? – спросила у представителя университета Завьялова.

– Нет, это вовсе не взаимосвязанные вещи. Просто речь идет о незаконных действиях со стороны ФАС, которая не вправе осуществлять ОРД и использовать такую информацию при осуществлении своих контрольных функций, – пояснила Чирва.

Выслушав все доводы сторон, тройка судей удалилась в совещательную комнату и спустя четверть часа огласила резолютивную часть решения: акт окружного суда отменить, а решение апелляции оставить без изменений. Транспортные расходы юриста не признали убытками.