В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством, судебный приказ должен быть вынесен в течение 5 суток со дня поступления соответствующего заявления. Обратиться с заявлением о вынесении судебного приказа к мировому судье можно независимо от суммы долга, подлежащей взысканию. Вынесение судебного приказа – это упрощенный порядок взыскания суммы задолженности. При выполнении заявителем всех определенных законодательством условий, в течение 5 суток со дня поступления заявления, мировым судьей выносится исполнительный документ – судебный приказ, который после вступления в законную силу вручается заявителю и предъявляется последним для взыскания суммы долга. Этим способом возвращения долгов пользуется большинство взыскателей. Однако, как показывает практика, данный способ имеет ряд недостатков и требует, на наш взгляд, внимания.

Очень часто оказывается, что по указанному в заявлении адресу должник уже не проживает. В большинстве случаев вручить должнику копию судебного приказа не представляется возможным, и судебный приказ вступает в законную силу независимо от того, получил должник копию приказа или нет. Выяснять, где должник зарегистрирован и проживает на момент принятия решения, у мирового судьи возможности нет, поскольку на вынесение судебного приказа всего 5 дней. А ответы на запросы поступают в адрес суда в течение месяца в лучшем случае. Да и не предусмотрена законодательством обязанность суда проверять такие данные.

Таким образом, в ряде случаев должники узнают о взыскании с них сумм задолженности от судебных приставов-исполнителей, то есть уже после того, как исполнительный документ прошел несколько инстанций: 1) получение судебного приказа взыскателем; 2) предъявление его в службу судебных приставов-исполнителей; 3) возбуждение последней исполнительного производства для взыскания долга и осуществление действий, связанных с определением места нахождения должника или его имущества. Единственным способом восстановить должнику свое право на отмену судебного приказ является восстановление процессуального срока для подачи возражения.

Как видно, упрощенный способ взыскания долгов, на самом деле создает достаточно непростую цепочку действий, которые, с одной стороны – нарушают право гражданина на своевременную реакцию и защиту своих интересов, а с другой стороны – создают дополнительную (в качестве нагрузки) работу различным системам и службам: 1) суду, в чьи обязанности входят принятие решения о вынесении исполнительного документа либо  отказе в его выдаче; в случае вынесения судебного приказа – действия по его исполнению (в ряде случаев – это изготовление дополнительных исполнительных документов); 2) судебным приставам-исполнителям, в чьи обязанности входит возбуждение исполнительного производства, а также действия, связанные с розыском места нахождения должника. В лучшем случае должника находят и взыскивают сумму долга.

Немало случаев, когда исполнительное производство прекращают в связи с невозможностью определить место нахождения должника либо его имущества. В этом случае взыскателю приходится предъявлять исполнительный документ повторно – в надежде на исполнение судебного решения.

Третий вариант – когда должник узнает о вынесении судебного приказа от судебного пристава-исполнителя и вынужден обратиться в суд с заявлением о его отмене. При этом судебный приказ отменяется и все связанные с ним исполнительные документы теряют свою силу. А взыскатель  вынужден обращаться уже с исковым заявлением о взыскании той же суммы задолженности, если она имеет место быть в момент отмены судебного приказа.

Многие из вышеперечисленных действий можно избежать, если четко отрегулировать механизм такого способа взыскания долгов, как обращение с заявлением о вынесении судебного приказа, в том числе на законодательном уровне.

Расширение сроков для принятия решения о вынесении судебного приказа позволило бы мировому судье произвести ряд действий по выяснению места регистрации должника. Конечно, не всегда человек проживает по месту регистрации, но в ряде случаев этот способ поможет сократить процент предъявления судебных приказов без ведома должников. Кроме того, возможно выяснить проживает ли должник по указанному в заявлении адресу или нет, путем проверки паспортного режима. Но на это тоже нужно время, которого у суда в соответствии с действующим законодательством, нет.

Возможно, было бы целесообразно, открыть судам доступ к базе адресно-справочной информации, исключительно для просмотра сведений о регистрации граждан, либо четко закрепить кратковременные сроки ответа на запросы суда о регистрации граждан и проверки паспортного режима. А во избежание случаев получения неполных ответов на запросы, целесообразно разработать четкую форму ответа на такие запросы суда, в котором содержалась бы полная - известная уполномоченным на то службам (ЖКС, отделения миграционной службы) – информация о должнике.

Для того, чтобы устранить указанный пробел в законодательстве и практике, необходимо продумать все до мелочей - во избежание нарушения прав и интересов должников и взыскателей, а также во избежание бесполезной нагрузки на суды и взаимосвязанные с ними службы.

На наш взгляд, вышеуказанная задача заслуживает внимание, как законодателей, так и практиков.

Подготовлено секретарем суда Игнатьевой Т.В.