Согласно Российскому законодательству взыскать задолженность с
ответчика в определенных случаях возможно по упрощенному способу – путем
обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании долга.
Указанный порядок пользуется спросом практически у всех организаций: банки,
коммунальные службы, организации, осуществляющие выдачу денежных средств путем
займа, учреждения, осуществляющие услуги связи и т.д.
Упрощенной системой взыскания долгов пользуются и налоговые службы. Но
как показывает практика, в большинстве случаев взыскание налогов путем
вынесения судебного приказа является неэффективным. Копии судебных приказов
получают единицы должников, еще меньшее количество должников согласно с
предъявленными им налогами. Очень часто оказывается, что человек уже очень
давно продал имущество, за которое с него взыскивают налоги. Большое количество
неполученных судебных приказов свидетельствует о том, что должники уже не
проживают (и не зарегистрированы) по известному налоговому органу адресу. Но
данный факт выясняется уже длительное время спустя – на стадии взыскания долга
судебным приставом-исполнителем.
Суду законом предусмотрена возможность лишь в течение 5 дней принять
заявление и вынести приказ, либо отказать в его принятии. За 5 дней невозможно
проверить достоверность указанных в заявлении о вынесении судебного приказа
сведений о месте регистрации (жительства) должника. В результате судебный
приказ выносится по имеющимся в заявлении данным о должнике и суммах налога. И
лишь спустя время выясняется, что должник по указанному адресу не проживает, а
имущество, облагаемое налогом, уже давно ему не принадлежит, либо взыскиваемый
налог оплачен своевременно.
Тем самым затраты денежных средств государства по
вынесенным судебным приказам значительно превышают денежные средства,взысканные по этим приказам.Было бы целесообразно наделить налоговые органы
полномочиями принимать решение по взысканию налога самостоятельно – без участиясуда; создать специализированный отдел с компетентными специалистами, которыебы четко отслеживали процесс уплаты налогов гражданами, а также процесс сменыместа регистрации должниками; наделить отдел полномочиями истребоватьперсональную информацию о должнике, касающуюся его места регистрации(жительства); предусмотреть ответственность за незаконное взыскание налогов сграждан.Данный способ, на мой взгляд, значительно снизил бы
расходы, затрачиваемые на процедуру взыскания долгов, и помог бы избежатьошибок, связанных с взысканием налогов с граждан.Статью подготовила секретарь
суда Т.В. Игнатьева